Задумав построить бокс для личного автомобиля, первое, что необходимо решить, каким будет фундамент для гаража. Выбор основы под строение во многом зависит от функционала: будет ли в гараже смотровая яма или подвал?
Планируется ли надстройка второго этажа? Из какого материала будут стены бокса: пена или газоблоки, кирпич или каркасная обшивка. Рассмотрим варианты устройства основания в зависимости от конструктива строения и особенностей грунта.
Виды фундаментов для устройства гаража
Любой вид фундамента, подходящий для легкой постройки, подойдет для одноэтажного гаража. Устройство основы возможно:
- Ленточное мелкозаглубленное или заглубленное. Второй вариант имеет смысл использовать при строительстве смотровой ямы или подпола.
- Монолитная плита. Подойдет для строительства гаража на подвижных и проблемных почвах.
- Свайный фундамент. Если времени для строительства мало, то можно вкрутить свайный фундамент, такие работы можно вести при любых температурах. Сваи вкручиваются ниже уровня промерзания грунты.
- Столбчатая основа. Можно использовать, как альтернативу мелкозаглубленной ленте в случае, если конструкция не будет кирпичной.
Особенностей строительства гаража без технической ямы собственно нет. Строится обычное легкое здание на подходящей для почвы типом основы. Разберем особенности устройства фундамента под гараж с подвалом. Такая возможность есть при строительстве заглубленного ленточного основания или монолитной плиты.
Лента заглубленная
Ленточный фундамент для гаража с погребом на данный момент – самое распространенное устройство основы. Можно залить монолитную ленту или собрать из ЖБИ блоков.
Самый экономичный вариант – забутовка траншеи.
При устройстве стен из блоков понадобится тяжелая специальная техника для установки их в траншею.
Своими силами можно выполнить работы с помощью заливки бетонного раствора различной степени плотности.
Итак, перед заливкой в траншею, необходимо выполнить следующие виды работ:
- Подготовить и расчистить участок для строительства, произвести разметку по плану строения.
- Выкопать котлован. Высота должна быть ниже уровня промерзания грунта. Нижний слой земли в яме необходимо снимать максимально аккуратно, не разрушая структуру направления грунта. Ширина котлована должна быть больше, чем размеры гаража на величину устройства опалубки. Между опалубкой и стеной ямы должен спокойно передвигаться человек.
- Устраиваем песчаную подушку толщиной более 0,15 м в несколько слоев песка крупной или средней фракции, каждый тщательно утрамбовывая. Лучше использовать вибратор. Можно отсыпать подушку только в поле опалубки, но поскольку в дальнейшем будет устраиваться пол в подвале, имеет смысл провести работы сразу по всей площади.
- Устанавливаем опалубку. Толщина стен фундамента гаража должна быть больше толщины стен строения. Щиты или доски опалубки следует обработать герметиком во избежание утечки молочка из массы бетона.
- Низ траншеи можно проложить рубероидом, если есть такая возможность, или любым другим гидроизолом.
- Свариваем пруты армации. В данном случае армирование будет объемным, как минимум, 3 уровня горизонтальных и 4 вертикальных на каждую сторону. Можно не сваривать, а связать прутки специальной проволокой, но сварная сетка будет жестче.
- Заливаем раствор бетона. Можно залить забутовочную смесь из камня, щебня и бетона, использовав для этого местный природный камень. Это сильно снизит уровень материальных затрат.
- Верхний слой накрываем рубероидом на мастике.
Необходимо подготовить площадку для отвала извлеченного грунта на расстоянии не менее 1,5 м от края котловина. Верхний плодородный слой почвы снять и переместить в сад или огород.
Время полного застывания бетонной смеси 28 дней. После этого следует снять опалубку и обработать стены рубероидом на мастике.
Монолитная плита
Специфика закладки монолитной плавающей основы схожа с процессом устройства заглубленной ленты.
Разница в том, что плита устраивается меньшей высоты, около 20 см и одновременно выполняет роль пола.
В случае с гаражом имеет смысл залить плиту ребристого типа, в которой ребра буду выполнять функцию стен. Котлован при этом роют на глубину ниже уровня промерзания.
Глубина промерзания грунта по СНиП, м*
Географическая область | суглинки и глины | песок мелкий, супесь | песок крупный, гравелистый |
---|---|---|---|
Архангельская | 1,56 | 1,90 | 2,04 |
Вологодская | 1,43 | 1,74 | 1,86 |
Свердловская | 1,57 | 1,91 | 2,04 |
Курская | 1,06 | 1,29 | 1,38 |
Московская | 1,10 | 1,34 | 1,44 |
Нижегородская | 1,45 | 1,76 | 1,89 |
Новосибирская | 1,83 | 2,23 | 2,39 |
Пермская | 1,59 | 1,93 | 2,07 |
Ростовская | 0,66 | 0,80 | 0,86 |
Самарская | 1,54 | 1,88 | 2,01 |
Ленинградская | 0,98 | 1,20 | 1,28 |
Саратовская | 1,19 | 1,44 | 1,55 |
Тюменская | 1,73 | 2,10 | 2,25 |
Челябинская | 1,73 | 2,11 | 2,26 |
* значение усреднено.
Бетонный фундамент для гаража по монолитной технологии – лучший вариант для строительства на неспокойных грунтах.
Чтобы повысить уровень комфорта и срок службы, под монолитную плиту можно проложить теплоизоляцию.
В данном случае подойдет не любой материал. Основные условия при выборе:
- долгий срок гарантийной эксплуатации. Заменять утеплитель даже раз в несколько лет будет проблематично и весьма затратно;
- влагоустойчивость, чтобы вода не разрушила структура материала и не снизила рабочие свойства.
Для прокладки слоя утепления фундамента могут быть использованы различные материалы. Хорошим вариантом будет отсыпать слоем керамзита. Также могут быть использованы пенопласт, пенополистирол, минеральная вата или материалы напыления.
Укладка термоизоляции происходит на песчаную подушку и значительно увеличивает срок службы основания.
Гараж на столбах, сваях или мелкозаглубленной ленте
Эти типы основания предполагают отсутствие подвала.
В целях экономии или в условиях нехватки времени можно устроить столбчатый фундамент под гараж, вкрутить сваи или залить мелкую ленту с одной нитью армации.
Работы не требуют особой квалификации или большой бригады. Любое устройство можно осилить вдвоем:
- Столбы размещают в точках наибольшей нагрузки, изготавливают из кирпича, ЖБИ или заливают в опалубку. В основании устраивается песчаная подушка и гидроизоляция.
- Сваи покупают с литым буром, вкручивают, затем полость внутри трубы заливают бетонным раствором.
- Мелкозаглубленная лента делается, как и заглубленная. В данном случае отличие состоит в количестве армирования и глубине траншеи.
При выборе фундамента не стоит опираться лишь на данные по материальным затратам. Для принятия верного решения следует понять на каком типе почвы будет проходить строительство, как глубоко залегают грунтовые воды, а также оценить рельеф местности. О том, как сделать свайный фундамент для гаража, смотрите в этом видео:
Пучинистые почвы не любят легких строений на глубокозаглубленных лентах. Определившись с типом грунта, рассмотрите ландшафт. При больших перепадах высот участка строительства фундамент необходимо делать либо свайным, либо комбинировать разные типы основ.
Для сохранности и увеличения срока службы любого фундамента необходимо устроить на здании желоба водоотводов, а нижнюю часть защитить опалубкой.