Фундамент под крыльцо к дому своими руками

крыльцоКрыльцо является важным элементом любого здания – несмотря на его кажущуюся незначительность, обойтись без него невозможно. Особенно это касается зданий с высоким цоколем, где вход с улицы располагается на значительной высоте от уровня грунта. Однако, в большинстве случаев, во время строительства дома фундаменту для крыльца уделяется недостаточно внимания. Чаще всего строительство крыльца начинается уже после завершения основных работ по возведению основного здания.

Виды оснований для крыльца

В качестве фундамента под крыльцо дома используются три основных вида фундаментов. Каждая из этих технологий имеет свои плюсы и свои минусы, поэтому подходить к выбору той или иной конструкции нужно максимально ответственно.

Надежное крыльцо требует качественного фундамента
Надежное крыльцо требует качественного фундамента

Выбор наиболее подходящей технологии зависит от целого ряда аспектов, главные из которых – особенности грунта и общие габариты конструкции.

  1. Ленточный фундамент под крыльцо – заливается по периметру будущего крыльца.
  2. Основание из монолитной плиты – используется на достаточно крепких грунтах. Чаще всего выступает в роли основания под достаточно массивную конструкцию крыльца.
  3. Столбчатый фундамент под крыльцо – применяется на слабых или перенасыщенных влагой, грунтах, склонных вспучиваться в зимнее время года.

Подготовительные работы

Прежде, чем приступить к работе, необходимо произвести подготовку. Прежде всего – выбрать фундамент под крыльцо, который наилучшим образом подойдёт в вашем случае. Прежде всего необходимо произвести оценку грунта. Если он достаточно прочный – песчаный с включением гравия, каменистый – то вполне подойдёт ленточный фундамент или основание в виде монолитной плиты. В случае, если дом стоит на слабой почве, склонной к сезонному “хождению”, лучшим вариантом будет столбчатый фундамент под крыльцо.

Следующий этап подготовительных работ – разметка. Прежде всего, необходимо составить план-схему будущего крыльца, определиться с его габаритами и местом расположения относительно дома. Исходя из этих данных, производится разметка на местности. С помощью рулетки вымеряем необходимое расстояние, забиваем по периметру колышки и натягиваем “осевую нить” из шпагата, лески или тонкой проволоки. Она будет обозначать внешние границы фундамента для крыльца.

Необходимо, чтобы будущий фундамент под крыльцо после разметки имел чётко прямоугольную или квадратную форму, а не приобрёл вид ромба или трапеции. Для этого нужно измерить диагонали между лежащими крест на крест углами будущего основания – они должны быть одинаковой длины. Если длины диагоналей разные, нужно произвести корректировку, иначе в процессе строительства крыльца могут возникнуть проблемы с ромбовидным основанием.

В некоторых случаях нет необходимости связывать фундамент с крыльцом
В некоторых случаях нет необходимости связывать фундамент с крыльцом

В случае выбора ленточной или плиточной монолитной технологии следует определиться, будет ли фундамент вашего крыльца жёстко соединён с основанием дома, либо будет представлять отдельную конструкцию. Первый вариант предпочтителен на прочных грунтах, где размеры сезонного “хождения” грунта незначительны.

В этом случае в бетонном основании дома, в местах прилегания к нему крыльца, с помощью бура делают отверстия, куда забивают штыри из арматуры. К этим штырям в последствии привариваются или прикрепляются вязальной проволокой продольные нити каркаса.

Если же грунт на участке достаточно слабый или насыщенный влагой, то целесообразно между основанием дома и фундаментом для крыльца оставить так называемый “деформационный шов” – т.е. попросту разделить их. Дело в том, что ввиду разницы масс крыльца и дома, осадка и подъём их во время цикла замерзания и оттаивания пучинистого грунта будут разными. А это, в свою очередь, может привести как к растрескиванию бетонного основания, так и к деформации самого крыльца

Ленточный фундамент

Ленточное основание отлично подходит для крыльца
Ленточное основание отлично подходит для крыльца

После проведения разметки и натягивания осевой линии, следует приступить к устройству траншеи для установки опалубки. Так как крыльцо довольно лёгкая конструкция, то на прочных грунтах достаточно будет глубины в 30-40 см. Траншея выкапывается по периметру будущего крылечка вдоль осевого шнура с таким расчётом, чтобы после установки в ней опалубки, внутренняя ширина была не менее 25-30 см.

Такой толщины бетонной ленты вполне достаточно для веса лёгких деревянных конструкций. Если грунт достаточно плотный и не осыпается, то возможно обойтись без установки внутри траншеи опалубки. Достаточно будет сколотить опалубку на поверхности, в зависимости от высоты заливки фундамента для крыльца.

Внутрь опалубки и траншеи необходимо установить каркас из арматуры. Для этого вполне подойдёт рифлёная арматура диаметром 8-12 мм, как стальная, так и пластиковая. Каркас может быть изготовлен при помощи сварки и установлен в траншею, либо собран непосредственно внутри опалубки при помощи вязальной проволоки. Для этого в дно траншеи забиваются стержни, а к ним крепятся горизонтальные нити арматуры. После этого в опалубку заливается бетон.

Заливку основания желательно производить за один приём. Если же это по каким-то причинам невозможно, то в месте прерывания заливки нужно сделать уклон в 45 градусов. Это позволит избежать появления в этом месте трещины во время высыхания и усадки бетона.

Технология устройства плавающего фундамента

Песочная подушка под крыльцо
Песочная подушка под крыльцо

Если основание находится на слабых, водонасыщенных грунтах, во избежание его деформации необходимо произвести дополнительные работы. Технология устройства плавающего фундамента под крыльцо сводится в основном к изоляции бетонного основания от основного грунта. Прежде всего, на дно траншеи засыпается слой щебня или крупного гравия. Толщина этой подушки должна составлять 15-25 сантиметров. Сверху щебень застилается геотекстилем.

Поверх неё насыпается второй слой – из крупного песка приблизительно такой же толщины. Каждый слой должен тщательно утрамбовываться с помощью виброплиты, либо ручной трамбовкой. Изготовить её можно из обрезка толстого бревна или бруса, прикрепив к нему по бокам ручки.

Также для уплотнения песчаной подушки можно тщательно пролить её водой. Поверх песчаного слоя настилается гидроизоляция. Для этого будет нужен специальный геотекстиль, рубероид, или толстая полиэтиленовая плёнка, при необходимости сложенная в несколько слоёв.

Монолитная плита

Залитое плитное основание
Залитое плитное основание

В качестве фундамента для крыльца можно применить заливку в виде монолитной бетонной плиты. Данный вариант обычно применяется для устройства оснований под компактные конструкции крыльца. Дело в том, что при заливке плиты потребуется гораздо большее количество бетона, чем для ленточного или столбчатого фундамента. Поэтому, для большой входной группы или придомовой веранды лучше всего использовать ленточную или свайную технологии.

Подготовка к заливке плиты сводится к следующему: после проведения разметки, потребуется выкопать яму глубиной 20-30 см. Если строительство ведётся на слабом грунте, следует принять во внимание толщину насыпных изолирующих слоёв из щебня и песка – глубина ямы при этом увеличивается на 30-40 см. Дно ямы нужно выровнять с помощью уровня и уплотнить трамбовкой, либо пролить водой. Дно ямы рекомендуется засыпать небольшим (5-10 см) слоем щебня. При необходимости можно применить “плавающую” технологию, обустроив гидроизоляционный слой.

По периметру устанавливается опалубка на необходимую высоту, а на дно ямы укладывается каркас из арматуры. В случае, если плита имеет небольшую толщину (до 10 см), и для неё не предусмотрены повышенные нагрузки, каркас может быть плоским. Если же плита достаточно массивная, то целесообразно будет применить объёмный каркас, состоящий из двух слоёв арматурной сетки, соединённых поперечными перемычками. В зависимости от типа почвы монолитная плита может либо прикрепляться к дому, либо являться отдельной от дома конструкцией.

Нижняя часть каркаса не должна лежать на земле. Под него необходимо подложить кусочки кирпича или камни, чтобы каркас находился на высоте минимум 3-5 см от уровня грунта.

Ступени крылечка на монолитной плите формируются при помощи кладки из кирпича или шлакоблоков. Возможен также вариант с установкой косоуров из стального швеллера или уголка, на которые и опираются ступени. В этом случае, во время заливки основания в бетон крепятся металлические закладные, служащие опорой для косоуров. Подобный вариант также подходит и для ленточной заливке.

Столбчатые фундаменты

Данная методика является наиболее предпочтительной при устройстве фундаментов для крыльца. С одной стороны, столбчатая технология достаточно бюджетна – для заливки столбов требуется гораздо меньше бетона, чем для заливки плиты или ленточного фундамента. Это делает столбчатую технологию максимально эффективной, когда требуется построить основание для достаточно крупной входной группы, включающей веранду или открытую террасу. Кроме того, столбчатые фундаменты отлично подходят к пучинистым грунтам.

Чтобы избежать деформации постройки при “пучении” почвы зимой, необходимо будет заглубить основание столба ниже уровня промерзания грунта. Это достаточно просто сделать при помощи ручного бура.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором подробно рассматривается весь процесс монтажа крыльца на столбах.

Для этого, по периметру будущего крыльца, через определённые промежутки бурятся отверстия. В них либо вставляются (забиваются, закручиваются) готовые сваи, либо в них вставляется опалубка, заливаемая бетоном. Самый простой вариант изготовления опалубки – из листа рубероида. Рубероид сворачивается в трубку нужного диаметра и вставляется в пробуренное отверстие.

Края трубки скрепляются при помощи саморезов с пресс шайбой (“клопов”) или мебельного степлера. Во внутрь трубки, в дно пробуренной ямы, забиваются вертикальные штыри арматуры. Между собой они скрепляются проволокой, образую внутренний каркас. После в эту импровизированную опалубку заливается бетон до необходимого уровня. В качестве опалубки также возможно применение пластиковых канализационных или асбоцементных труб.

При заливке бетона в столбчатую опалубку необходимо уплотнять его во избежание образования внутренних пустот – “раковин”. Для этого, в процессе заливки, нужно простукивать с помощью молотка арматуру каркаса.

К типу столбчатых фундаментов относится также и крыльцо на винтовых сваях. Данная технология является наиболее эффективной и позволяет максимально быстро смонтировать основание для крыльца. Готовые сваи заглубляются с помощью ручного или механического сваекрута. Расстояние между сваями следует рассчитывать в зависимости от предполагаемого веса крыльца. Для лёгких и компактных деревянных конструкций вполне будет достаточно столбов по углам. Для тяжёлых построек, выполненных с применением декоративного камня или кованных металлических украшений, потребуется более частая установка свай – через 0,5-1 метр.

Посмотрите видео, как не допустить наиболее распространенных ошибок при возведении крыльца на сваях.

Несмотря на то, что крыльцо дома кажется не столь значительной постройкой, подходить к возведению основания следует со всей ответственностью. Правильно выбранная технология устройства фундамента станет залогом долгой службы крыльца.

423
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here