Фундамент из железобетонных блоков, частная практика

Железобетонные блокиЖелезобетонные фундаментные блоки – строительные железобетонные изделия (ЖБИ), которые монтируются краном на месте застройки при возведении фундаментов. Применение ж/б изделий в частной застройке ограничивается двумя причинами – не все могут позволить себе нанять кран на время строительства, и не у всех хватит места на участке, чтобы поставить туда кран и складировать все блоки, которые потребуются для работ.

Стоимость фундамента из блоков либо такая же, как у аналогичного ленточного фундамента, либо немного выше. Учитывая то, что работы по возведению ленточного фундамента частные застройщики обычно проводят своими силами, то в итоге блочный фундамент будет проигрывать в стоимости возведения, но значительно выигрывать в скорости застройки.

Виды фундаментных блоков и основные их части

Плита-подушка
Железобетонная плита-подушка

По существующей классификации, все блоки под фундамент делятся на три вида. Первый вид – фундаментные подушки. Обозначаются ФЛ. Применяются для устройства нижнего ряда при возведении фундаментов. Второй вид – фундаментные блоки стеновые. Обозначаются ФБС. Самый востребованный вид. Наконец, третий вид – сваи. Обозначаются С. В частной застройке практически не применяются.

Когда размер и вес постройки не очень большой, и фундамент делается по новой, незаглублённой технологии, допускается применение в качестве фундамента дорожной плиты. Обозначаются такие плиты 1П или ПД, плиты 2П или других типов применять в таких целях не рекомендуется, они либо слишком тяжёлые, либо не отличаются долговечностью. На плите размером 3000х4000 мм можно построить баню, потребуется только лишь вырыть небольшой котлован, уложить туда геотекстиль, заполнить щебёнкой и сверху слоем песка 10 см и уложить плиту. А затем – выложить цоколь из кирпича и всё, фундамент готов.

Основные типоразмеры

Железобетонные изделия ФБС имеют толщину 300, 400, 500 и 600 мм. По высоте бывают двух видов – 280 или 580 мм. Длина от 580 до 2380 мм, с шагом 100 мм.

Блоки ж/б ФЛ бывают двух типов:

  • сечение в виде трапеции;
  • сечение в виде прямоугольника.

ЖБИ прямоугольного сечения используют для монтажа в углах. Длина – 800, 1200 или 2400 мм. Высота – 300 мм. В индивидуальном строительстве используют шириной 600 или 1000 мм, хотя они бывают и больше.

Правила монтажа

Монтаж фундаментаПеред монтажом фундаментных железобетонных блоков необходимо иметь чертёж, по которому будут производиться работы, и все необходимые ЖБИ в нужном количестве. Это нужно для того, чтобы сэкономить рабочее время крана – крановщики берут оплату за выезд плюс почасовая, пока кран простаивает, он тратит ваши деньги, когда приезжает на объект ещё раз – тоже.

Также будет необходим раствор и бетон. Обычно при таких работах в частной застройке раствор заготавливают на месте работ в нужном количестве по ходу выполнения, замешивая песок и цемент в соотношении 1:3 и добавляя воду, а бетон получают, добавляя к раствору щебёнку и перемешивая. Для бетона соотношение 1:2:3, одна часть цемента, две – щебёнки и 3 части песка по объёму, или на две части готового раствора по объёму – одна часть щебёнки. Будет хорошо, если один-два человека будут постоянно стоять на приготовлении раствора, делая его в нужном количестве. Заказывать раствор для таких работ смысла нет – довольно сложно угадать количество, которое потребуется. По стоимости покупной раствор дороже, чем самодельный, да и по качеству может проигрывать – в малых партиях покупного раствора обычно попадается много камней.

Для подачи раствора к месту работы нужно иметь тачку, таскать его вёдрами будет тяжело. Ещё лучше, если у вас есть строительная банка для раствора – так можно подавать его краном. Маленькая бетономешалка ускорит процесс приготовления раствора или бетона, но после каждой партии бетона, переходя на раствор, её надо тщательно промыть. Если объёмы заливки бетона небольшие, удобнее мешать его не в мешалке, а отдельно лопатами, на бойке.

Ж/б изделия ФБС монтируются на слой раствора. ФЛ монтируются на предварительно выровненный слой песка толщиной не менее 10 см. При этом песок необходимо утрамбовать либо ручной трамбовкой, обильно поливая водой, либо специальной бензиновой плитой-лягушкой, а затем – выровнять, сняв бугры.

Разгрузка блоковПри монтаже и погрузочных работах ЖБИ цепляют за специальные петли, за два или за четыре крюка. Это должны делать рабочие, имеющие при себе удостоверение стропальщика. Изделие весом 4 тонны, которое даже с высоты 30 см упадёт на ногу, способно оставить человека инвалидом, не говоря уже о голове.

Обычно монтаж выполняется автомобильным или гусеничным краном. Работы надо выполнять при небольшом ветре, особенно если кран работает с большим вылетом стрелы. Крановщик должен следить за показаниями приборов – ж/б изделия могут иметь массу до 6 тонн, и при слишком большом вылете стрелы можно перевернуть кран. Ни в коем случае не стоит выполнять монтаж блоков с крановой установки, которая имеется в комплектации некоторых грузовых автомобилей – она для этого не предназначена, только для погрузочно-разгрузочных работ на твёрдом грунте и небольшой массы изделий.

Монтаж блоков ФБС

При монтаже ж/б изделия выравнивают по натянутому шнуру. По высоте стараются соблюсти один уровень укладки по верхней линии. ФБС укладывают на слой раствора толщиной около 20 мм. После укладки краном ослабляют натяжение крановой стрелы, проверяют положение по уровню и осаживают по уровню в один ряд с ранее уложенными блоками, делая несильные удары по выступающим из уровня частям ломом или кувалдой. Если блок провалили ниже – проверяют крепление крюков, блок снимают, подкладывают раствор и повторяют операцию по установке сначала. Если всё прошло успешно – крюки отцепляют и монтируют следующий блок. В среднем, зазор между блоками должен быть 20 мм. Они должны лежать по уровню в двух плоскостях – уровень нужно прикладывать вдоль стенки и поперёк на каждый.

Монтаж фундамента из блоковБлоки монтируют в ряды с разбежкой между рядами по вертикальным швам не менее высоты блока. Вертикальные швы заполняют раствором при помощи совковой лопаты и мастерка. Перед укладкой следующего ряда ждут, когда раствор предыдущего немного схватится, и загибают петли кувалдой. Если это сделать слишком рано – можно нарушить положение уложенного блока. Если конструкция фундамента вынуждает класть блоки с зазором – их тут же, не дожидаясь укладки следующего ряда, надо заполнять бетоном. При этом ставится опалубка на участок бетонирования. Блоки могут выступать за угол фундамента, но не более трети длины блока. Выступающие части, если они мешают, потом срубаются отбойным молотком.

Монтаж блоков ФЛ

Всё аналогично ж/б блокам ФБС. Выставляют по причальному шнуру, выравнивают по высоте. На углы необходимо укладывать угловые блоки или же устанавливать опалубку и бетонировать участок подушки. Иногда возникают трудности с тем, чтобы осадить блок в уровень – площадь соприкосновения с грунтом слишком высока. В таких местах рекомендуется снять блок и немного откопать песок либо подсыпать. В целом, небольшие неровности можно выровнять последующими рядами блоков ФБС. Вертикальные швы при монтаже не заполняются, блоки укладывают вплотную.

На видео: дом из кирпича с фундаментом из блоков ФБС

Советы по работе с автокраном

В заключение, хочу дать несколько советов по работе с краном и крановщиком. Монтаж ж/б изделий невозможен без них, а автомобильный кран для этого используется чаще других в малом строительстве.

Перед приездом позаботьтесь о том, чтобы для установки крана было достаточно места. Кран ставится как можно ближе к траншее, но не ближе одного метра от его края. Заранее спросите у крановщика, какой у него разлёт выносных лап и длина крана, и расчистите место для него, добавив к этим размерам по метру.

Монтаж фундаментных блоковПри монтаже изделий до 1 тонны автокраном типа «Ивановец» не стоит беспокоиться о вылете стрелы и о том, что крану придётся переезжать. Скорее всего, придётся устанавливать ж/б изделия более одной тонны. Стандартный вылет стрелы такого крана – двенадцать метров. Он покроет установку блока 4 тонны на расстоянии 4-6 метров от точки установки крана. Точнее вам скажет крановщик. Если вы планируете ставить блоки дальше – крану нужно будет переезжать. Также нужно будет переставить блоки рядом с местом новой установки, чтобы кран мог этот блок поднять.

При больших объёмах строительства блоки просто складывают в середину будущего дома, чтобы их можно было доставать с любой стороны. Например, при строительстве фундамента под коттедж 12х12 метров и массе самого большого блока 4 тонны крану требуется переехать четыре раза. Постарайтесь о том, чтобы было достаточно места для установки крана со всех сторон.

Крановщики берут оплату за кран почасовую плюс оплата за один выезд. Стоит это довольно дорого, и будет разумно, чтобы стабильную работу крана обеспечивало достаточное количество рабочих монтажников, подсобников и стропальщиков. Нужно пять человек – двое на строповку и монтаж, ещё двое на приготовление раствора и его доставку на место, и один человек на заделку швов. На вертикальные швы уходит много раствора, поэтому на объекте должно быть две тачки – в одной раствор для монтажников, во второй раствор на заделку швов. Обе тачки должны быть постоянно полными, и раствор всё время должен быть под рукой. Если требуется оперативная установка опалубки – должен быть ещё один человек, плотник.

228
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here